Спорт и физкультура в детском саду

Формирование здорового образа жизни дошкольников в детском саду

Главной целью  является – научить ребенка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания. Работа воспитателя по здоровьесбережению — ведущая и объединяющая, он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как он постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей не только в организации и проведении режимных моментов, но и в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей. Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе от занятий физкультурой и спортом и др.

    Большую роль, в сохранении и укреплении здоровья детей, играет регулярное проведение непосредственной образовательной деятельности «Физическая культура», в которую включены игры и задания с дошкольниками, разнообразные элементы двигательной активности: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с использованием спортивного инвентаря. 

    Осуществляя задачи дошкольного учреждения, в ДОУ ведется планомерная, системная работа. Большое значение играют организация и регулярное проведение физкультурных занятий и  спортивно – досуговая деятельность, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр. Воспитателями в группах продолжается работа по укреплению и оздоровлению дошкольников: массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика, использование «дорожек здоровья» и другое. Большое внимание педагогами уделяется соблюдению двигательного режима в течение дня.  Проводились  раз в квартал «Недели здоровья», «Весёлые эстафеты» на улице. В ДОУ включены занятия физическими упражнениями различной формы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастика после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.

   Благодаря использованию перечисленных форм работы и объединению их с игровой деятельностью наши воспитанники меняются: они становятся активнее, коммуникабельнее, увереннее в себе, доброжелательнее. А главное – у них есть возможность приобрести навыки ЗОЖ, не только сохранить, но и укрепить здоровье.

   Родители наших воспитанников — постоянные участники спортивных праздников и развлечений. Интересно и содержательно с участием родителей проходят физкультурные праздники на тему: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Ловкие, сильные, смелые». На праздник «День защитника Отечества» приглашаются не только папы, но и дедушки наших воспитанников, они активно участвуют в выполнении спортивных заданий и делятся своими впечатлениями о службе в вооруженных силах.

   Медицинской сестрой, воспитателями для родителей регулярно проводятся индивидуальные беседы и консультации по проблемам здоровья детей, даются рекомендации: по профилактике простудных заболеваний, организации здорового образа жизни в семье, значению отдыха на море с детьми, привлечению к спорту, повышению двигательной активности, методике проведения точечных массажей. Во всех возрастных группах детского сада с родителями регулярно проводится анкетирование на тему: «Здоровье вашего ребенка», оформляются папки «Советы врача».

   В детском саду созданы все условия для развития как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельности дошкольников с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей. Кроме этого ежедневно проводится взбадривающая гимнастика после сна, которая помогает ребёнку проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактики сколиоза и плоскостопия и включает:

  • ОРУ из и.п. лёжа и сидя на кровати;

  • проведение точечного массажа и самомассажа;

  • закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителями, умывание прохладной водой, полоскание рта и горла ит.д.);

  • воздушные контрастные ванны, купание в бассейне;

  • танцевальную ритмическую гимнастику;

  •  корригирующую гимнастику для стоп, для глаз;

  • дыхательную гимнастику.

   Используя каждый раз что-то  новое (текст, музыку и т.д.), мы не только повышаем заинтересованность детей, но и развиваем познавательные способности. При планировании самостоятельной деятельности в ДОУ идёт забота о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделяется в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разновидности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

    В ДОУ для обогащения двигательной сферы своих воспитанников имеется музыкальный зал , оснащённый спортивным оборудованием и инвентарём. В нём проходят занятия , спортивные развлечения, досуги и спортивные праздники .

   При организации физкультурно–оздоровительной работы роль индивидуального подхода особенно значима, так как её результаты непосредственно сказываются на состоянии здоровья воспитанников. Поэтому цели нашей работы – сохранение и укрепление здоровья детей, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку.

   Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Самые простые критерии отбора – хорошее самочувствие, настроение и здоровье. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, наилучшим способом приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, Для осуществления непосредственной деятельности по физическому воспитанию в индивидуальной форме соблюдаются следующие правила:

  • постепенность занятий физическими упражнениями во время болезни и после неё;

  • систематичность занятий физкультурой;

  • дозирование по числу повторений физических упражнений;

  • постепенность наращивания длительности нагрузок;

  • разнообразие форм оздоровительной физической культуры;

  • рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий;

  • участие родителей в проведении спортивных праздников и досугов.

Как приучить ребенка к спорту в домашних условиях

Если малыш любит посещать занятия физкультурой в детском саду, это очень хорошо. Но большую роль в спортивном воспитании ребёнка играют не столько детские учреждения, сколько родители, и отношение к спорту в семье конкретного ребёнка.

Если вы хотите, чтоб ваш малыш полюбил спорт, и вовсе не обязательно для того, чтобы серьёзно заняться каким-то из его видов и стать олимпийским чемпионом, а просто для гармоничного развития, то вы можете сделать довольно много в домашних условиях, а именно:

1. Научить малыша делать зарядку каждое утро. Будет совсем здорово, если вы будете делать это вместе с ним, ведь намного веселее повторять движения за мамой или папой. Можно использовать музыку, которая нравится ребёнку, что дополнительно поможет развить у него чувство ритма и слух.

2. Устраивать весёлые семейные игры. Например, на даче, или на пикнике. Берите с собой мяч, играйте в футбол, волейбол, вышибалы, и так далее.

3. Оборудовать ребёнку дома «спортивный уголок». Самый хороший вариант, подходящий даже для маленьких квартир – это ДСК (детский спортивный комплекс), который можно очень компактно разместить в коридоре или в комнате малыша. В такие комплексы обычно входит шведская стенка, канаты, лесенки, турники, и многое другое (зависит от наличия свободного места у вас дома).

4. Поощрять малыша, и обязательно хвалить его за успехи. При этом, разумеется, ни в коем случае не ругать его за промахи или неудачи. Помогайте ему, рассказывайте о том, как хорошо заниматься спортом, каким он вырастет сильным и ловким (или красивой и стройной, если это девочка), если будет заниматься спортом.

Таким образом вы сможете легко и естественно привить ребёнку любовь к спортивным тренировкам с раннего возраста. При этом не обязательно уделять этому много внимания, пускай занимается по чуть-чуть, но ежедневно. Главное – никакого давления, только помощь, поддержка и поощрение. И тогда, может быть, пробуя себя дома или в детском саду в разных спортивных направлениях, ваш малыш даже найдёт для себя что-то на всю жизнь (например, захочет заниматься футболом, или плаванием, или бегом)!

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie