Противодействие коррупции
- Указ Президента о национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024г.г.
- Федеральный закон от 07.05.2013г. № 102-Ф3
- Закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам
- Закон о противодействии коррупции
- Закон об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов
- Указ Президента о мерах по противодействию коррупции
- Указ Президента от 21.07.2010 г. № 925
- Указ Президента от 02.04.2013 г. № 309
- Указ Президента от 02.04.2013 г. № 310
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Указ Президента от 10.12.2020 г. № 778
- Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 г. № 568
Документы, регламентирующие деятельность по противодействию коррупции
ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?
Какие ассоциации возникают у вас при прочтении слова «коррупция»? На память сразу приходит сцена из Гоголевского «Ревизора».
За последние 20 лет коррупция стала притчей. Все о ней слышали, все о ней говорят, а кое-кто ее даже видел. Только в вопросе о том, что собой представляет пресловутая коррупция, разбирается далеко не каждый.
Информация обладает свойством притираться, надоедать. Постоянно слыша то тут, то там «украли», «поймали» и «наказали», появляется интерес вместо потребления вторичной информации обратиться к истокам проблемы и как следует разобраться в вопросе.
Любая проблема не берется из ниоткуда. Каждое явление имеет корни. Для того, чтобы лечить, врач должен собрать информацию и поставить диагноз. Обратимся к самому надежному и проверенному источнику получения ее — к истории. Без знания прошлого не может быть нормального настоящего и, тем более, будущего.
Объективный суд всегда выслушивает все стороны конфликта, чтобы вынести справедливое решение. Ведя разговор о каком-либо социальном явлении, также будет полезно взглянуть на предмет разговора со всех сторон. Так и только так можно достичь объективности в суждениях о предмете разговора.
КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ?
Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 25.12.2008г № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” дается следующим образом:
Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; (Статья 1. п. 1 Федерального закона “О противодействии коррупции”)
Получение взятки – получение должностным лицом лично или через посредника материального вознаграждения за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Получение взятки в зависимости от обстоятельств его совершения наказывается штрафом в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо лишением свободы до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Закон N 273-ФЗ косвенно называет лишь один случай конфликта интересов – оказание педагогическим работником платных услуг обучающимся в организации, где он работает. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона N 273-ФЗ педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Таким образом, Закон N 273-ФЗ как таковой не запрещает так называемое репетиторство, в том числе и в образовательном учреждении, где работает педагогический работник на постоянной основе, а лишь указывает, что такая деятельность может привести к конфликту интересов и вот в таком случае уже подлежит запрещению.
Репетиторство является наиболее очевидным примером, когда в деятельности педагогического работника может возникать конфликт интересов. Разумеется, возможны и иные ситуации такого конфликта, например: участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся, что особенно часто имеет место в учреждениях среднего образования; принятие участия в распределении различных льгот, поездок, стажировок и иных бонусов для обучающихся; вступление педагогического работника в отношения гражданско-правового характера (приобретение товаров, получение услуг и др.) от самих обучающихся или от их родителей и др. Еще раз подчеркнем, что исчерпывающего перечня ситуаций конфликта интересов не существует и не может существовать, в силу чего педагогическим работникам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПЕДАГОГА
Нередко преподаватель, осуществляя трудовую деятельность, оказывает, например, услуги на платной основе. Закон об образовании содержит нормы, касающиеся урегулирования конфликта интересов в педагогической деятельности, но делает это достаточно скупо. В чем трудности применения?
Между долгом и личным интересом
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” конфликт интересов педагогического работника – это ситуация, при которой у последнего при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Таким образом, сущность конфликта интересов заключается в противоречии между личным интересом и профессиональной обязанностью. Применительно к педагогическому работнику речь идет о ситуациях, когда при осуществлении трудовой деятельности он сталкивается с возможностью получения какой-либо материальной или нематериальной выгоды, получение которой, однако, требует невыполнения или ненадлежащего выполнения его профессиональных обязанностей.
Ситуация конфликта интересов в педагогической деятельности является слабо формализованной, и на практике как у работников, так и у руководителей образовательных учреждений и у контролирующих организаций будут неизбежно возникать вопросы: является ли та или иная конкретная ситуация ситуацией конфликта интересов или нет.
Закон N 273-ФЗ косвенно называет лишь один случай конфликта интересов – оказание педагогическим работником платных услуг обучающимся в организации, где он работает. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона N 273-ФЗ педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Таким образом, Закон N 273-ФЗ как таковой не запрещает так называемое репетиторство, в том числе и в образовательном учреждении, где работает педагогический работник на постоянной основе, а лишь указывает, что такая деятельность может привести к конфликту интересов и вот в таком случае уже подлежит запрещению.
Репетиторство является наиболее очевидным примером, когда в деятельности педагогического работника может возникать конфликт интересов. Разумеется, возможны и иные ситуации такого конфликта, например: участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся, что особенно часто имеет место в учреждениях среднего образования; принятие участия в распределении различных льгот, поездок, стажировок и иных бонусов для обучающихся; вступление педагогического работника в отношения гражданско-правового характера (приобретение товаров, получение услуг и др.) от самих обучающихся или от их родителей и др. Еще раз подчеркнем, что исчерпывающего перечня ситуаций конфликта интересов не существует и не может существовать, в силу чего педагогическим работникам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения.
Регулирующие нормы
Закон N 273-ФЗ содержит нормы, касающиеся урегулирования конфликта интересов в педагогической деятельности, правда, делает это достаточно скупо.
Так, ст. 45 данного Закона предусматривает необходимость создания в образовательных учреждениях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование (ч. 2 ст. 45 Закона N 273-ФЗ). При этом одним из вопросов, который должен передаваться на ее рассмотрение, является вопрос о возникновении конфликта интересов педагогического работника.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. При соблюдении указанного соотношения 2/3 членов комиссии будут представлять обучающиеся и только 1/3 – работники образовательной организации. Здесь следует иметь в виду, что не во всякой организации, осуществляющей образовательную деятельность, есть и несовершеннолетние, и совершеннолетние обучающиеся. В таких случаях, очевидно, в состав комиссии будут входить представители работников и обучающихся на паритетной основе.
Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) (ч. 6 ст. 45 Закона N 273-ФЗ).
Таким образом, регулирование собственно процедурных вопросов функционирования комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений отнесено к компетенции самих образовательных учреждений.
Соответственно, с вступлением в силу Закона N 273-ФЗ образовательным учреждениям необходимо будет утвердить своим локальным нормативным актом Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в котором следует решить все вопросы, связанные с ее деятельностью. Целесообразно также выглядит разработка и утверждение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, Положения о конфликте интересов педагогического работника. В нем могли бы найти отражение такие вопросы, как: примерный перечень ситуаций конфликтов интересов; права и обязанности участников образовательных отношений в связи с конфликтом интересов; процедуры урегулирования конфликта интересов и недопущения негативных последствий в случае его возникновения и др. Впрочем, возможно урегулирование всех этих вопросов и в Положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Однако оно может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке (ст. 45 Закона N 273-ФЗ).
Ответственность
Нарушение педагогическим работником требований о конфликте интересов может повлечь применение к нему мер юридической ответственности. Исходя из п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, трудовой договор с ним может быть расторгнут, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Как видно, данные нормы трудового законодательства имеют диспозитивный характер, то есть увольнение педагогического работника, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является возможным, но не обязательным.
Впрочем, возможность реального применения приведенных выше положений в отношении педагогических работников на практике видится нам достаточно неочевидной. Связано это с несколькими причинами.
Во-первых, законодательство об образовательной деятельности, в отличие от законодательства о государственной и муниципальной службе, прямо не устанавливает обязанность педагогических работников не допускать ситуации конфликта интересов и информировать о ее возникновении. Соответственно, достаточно сомнительной видится возможность увольнения работника за несоблюдение обязанности, которая в отношении него и не установлена. Единственным исключением, пожалуй, является ч. 2 ст. 48 Закона N 273-ФЗ, которая запрещает осуществление педагогическим работником репетиторской деятельности в отношении обучающихся в организации, где он работает, если это приводит к конфликту интересов, поскольку в данном случае допустимо говорить о несоблюдении педагогическим работником обязанности воздерживаться от совершения определенных действий.
Во-вторых, как уже отмечалось выше, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допускает возможность увольнения работников, не выполнивших обязанности, установленные в связи с конфликтом интересов, только если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Вполне очевидно, что в случае возникновения спора по поводу законности увольнения на работодателя ляжет бремя доказывания не только факта возникновения конфликта интересов у педагогического работника и соблюдения всех связанных с его установлением и урегулированием процедур, но и фактов непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также того, что данные обстоятельства дают основания для утраты доверия к работнику. Представляется, что сделать это на практике будет непросто, по крайней мере в случае единичного нарушения.
С.Чаннов
Д. ю. н.,
доцент,
заведующий кафедрой
служебного и трудового права
Поволжского института управления
им. П.А.Столыпина РАНХиГС
г. Саратов
Подписано в печать
28.06.2013
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДИСТАНЦИОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА И СКЛОНЕНИЮ К КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Злоумышленники постоянно изменяют формы и методы совершения дистанционных мошенничеств.
В том числе ими практикуются телефонные обращения к руководителям государственных/муниципальных, бюджетных учреждений и организаций с информацией о предстоящих проверках надзорных органов, органов исполнительной власти или вышестоящих организаций и предложением повлиять на их результаты с помощью «вознаграждения» или подарков проверяющим. При обращении мошенники чаще всего представляются должностными лицами исполнительных органов государственной власт
В телефонном разговоре мошенники: ссылаются на некие имеющиеся предварительные договоренности с руководством, наличие поручений должностных лиц органов власти, называя анкетные данные реальных лиц; демонстрируют осведомленность в вопросах организации антитеррористической защищенности объектов, обеспечения противопожарной безопасности, специфики деятельности конкретного учреждения, организации; ограничивают сроки выполнения поставленной «задачи», исполнения «поручения», подчеркивая, что для реализации необходимо принятие оперативных мер, выходящих за рамки действующих служебных регламентов; заверяют, что в последующем понесенные при выполнении «поручения» издержки и затраты будут компенсированы; подключают к разговору других лиц, участвующих в мошенничестве и выдающих себя за сотрудников правоохранительных, надзорных органов, коллег, руководителей и т.д.
В связи с изложенным, предлагается при обнаружении признаков телефонного мошенничества:
-
Письменно зафиксировать фамилию, имя, отчество, должность звонившего, содержание телефонного разговора;
-
Уточнить у звонившего номер(а) телефона(ов) обратной связи;
-
Осуществить аудиозапись телефонного разговора (при наличии технической возможности) и обеспечить ее сохранение;
-
Завершить телефонный разговор;
-
По официальным каналам связи получить от должностных лиц органов власти, называемых в разговоре, подтверждение либо опровержение поступившей информации;
-
Доложить непосредственному руководителю о факте поступления телефонного звонка и его содержание;
-
При выдвижении со стороны звонившего преступных требований по переводу денежных средств, приобретения подарков, организации досуга и т.д., направить сообщение в территориальный орган МВД России.
Внимание! Содействие мошенническим действиям неустановленных лиц, а также несообщение в установленном порядке руководителю и в правоохранительные органы о совершении мошенничества либо покушении на его совершение, является основанием для расторжения трудового контракта. Государственные и муниципальные служащие, работники учреждений (организаций) обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункт 3 Типового положения информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких сообщений. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.